Костюм и декорация
Страницы из книги "Как поставить спектакль" 1962 г.
К содержанию книги>>>
Актер
на незагруженной сцене, при скупых декорациях превращается в объемную
скульптуру и просматривается со всех сторон. Скупость декорации в
спектакле должна компенсироваться художественно выразительным костюмом.
Ведь костюм не только помогает актеру найти образ, он еще является и
художественной формой, осуществление которой зависит от степени
талантливости художника и портного. Зеркало сцены подобно раме,
обрамляющей картину, а спектакль представляет собой живописную картину, и
ее изображение постоянно меняется. Согласованность, гармония в цветовом
решении костюмов и декораций составляют основу истинно художественного
решения спектакля.
Много лет назад художник А. Головин написал
декорации к опере Моцарта «Дон-Жуан». На мягком живописном сером фоне
декораций красным язычком пламени горел плащ самого героя — Дон-Жуана. И
как бы велика ни была сцена, плащ его становился центром внимания
зрителя и участником живописного зрелища — гармонии серого н красного
цветов. Остановите на мгновение представление, и сцена превратится в
живую картину.
Чем тоньше работа над цветовым сочетанием костюмов, тем выразительней общая картина сцены.
Не есть ли это воспитание зрителя?
Ведь
театр воспитывает в человеке не только гражданские чувства и учит его
жизни, театр воспитывает глаз, вкус, прививает культуру. Костюмы,
декорации, бутафория, что бы они ни изображали — комнату, завод, руины,
войны, лес, поле или дворец, должны быть произведениями искусства.
Развалины домов и грязь на дороге нужно художественно выполнить.
Стаканы, табуретки, троны — любой из предметов на сцене нуждается в
тщательной работе над ними художника. Став художественным произведением,
предмет служит эстетическому воспитанию зрителя. А ведь зритель, придя в
театр, не только живет жизнью героев, но и подражает им во всем, и в
жестах и в поступках. Поэтому каждый жест, манера актера-исполнителя
того или иного образа должны быть тщательно взвешены и продуманы, прежде
чем он наградит ими своего героя. Зачастую герои театра и кино
становятся законодателями мод. После премьеры фильма «Карнавальная ночь»
многие девушки снимали фасоны для своих платьев с туалетов актрисы
Людмилы Гурченко, исполнительницы главной роли в этом фильме. А многие
юноши причесывались так же, как известный французский актер и певец Ив
Монтан.
Не всегда такое подражание приводит к хорошим результатам.
Неряшливый,
плохо сидящий, приблизительно выполненный, неграмотный, бесцветный или
не согласованный с декорациями костюм — невосполнимый пробел в
спектакле. Костюм — часть актера, плохо выполненный, он принижает образ
героя, снижает уровень всего спектакля.
Искусство создания костюма
включает в себя не только знание законов сценического построения
спектакля, но и знание законов построения костюма, его исторических
видоизменений, соотношений, знакомство с характеристиками различных
социальных групп общества, психологическими чертами костюма,
особенностями тканей и поведением их на сцене при театральном освещении.