Книга Ивана Павлова и М. В. Маторина "Техника гравирования на дереве и линолеуме".
Под редакцией М. П. Сокольникова.
Государственное издательство "Искусство", Москва, Ленинград, 1938 год.
Эта уникальная книга (тираж был 5000 экз.) интересна простотой и подробностью изложения, замечательным полиграфическим исполнением, прекрасными многочисленными примерами и репродукциями. Имеется даже цветная вкладка с изображением досок для многоцветной гравюры.
Файл PDF, сканирование.
Содержание.
Предисловие
Краткий очерк развития граверного искусства
Техника гравирования
Материалы для гравирования
Инструменты для гравирования
Перевод рисунка на доску
Приемы печати
Первые опыты гравирования
Гравирование на дереве
Гравирование с натуры
Гравирование на линолеуме
Подсобно-технические упражнения
Краткие сведения по обрезной гравюре
Анализ техники мастеров гравюры
"Предисловие.
Основная задача выпускаемого нами практического руководства—помочь многочисленной художественной молодежи в изучении техники гравирования на дереве как на продольной доске, так и на торце. Мы знакомим с видами материалов, инструментами, переводом рисунка на доску и приемами печати. Вместе с этим в нашем пособии отведено место и первым опытам гравирования (прямая, волнистая линия, круг, пунктир, штрих, тон). Упражнения в технике гравирования, которые нами предлагаются, отнюдь не исчерпывают всего комплекса обучения ксилографии, но все же дают необходимый технический минимум для перехода к самостоятельной творческой работе.
Вопросы "композиции" мы сознательно опускаем в нашем руководстве, дабы не сбить начинающего гравера и не отвлечь его от первого и главного назначения в обучении — овладения процессами техники резьбы. Это вовсе не означает, что вопросам специфически художественным мы не придаем значения и обходим их. Громаднейшее достижение и особенности советской гравюры заключаются как раз в том, что в наше время ксилограф сливается с художником-рисовальщиком воедино. Гравер-ремесленник уступил место граверу-художнику. Однако наша цель — показать процесс гравирования во всем объеме его технических средств. К сожалению, на эту сторону обращалось мало внимания в практике художественной школы, вследствие чего техническая сторона наших граверов при многих других замечательных качествах часто стандартна. Гравер не использует многочисленных и разнообразных достижений классической ксилографии.
В наше время преобладают случаи соединения в гравюре художника-рисовальщика и мастера-ксилографа. Вот почему мы в начале книги предлагаем краткий вводный очерк по истории развития техники гравирования и организации граверного дела—от Т. Бьюика до наших дней—и дополняем этот очерк в конце книги разбором техники западных и русских граверов. Последний раздел нам представляется чрезвычайно важным, так как он вводит в технические лаборатории величайших художников гравюры и помогает более правильно овладеть классическим наследием ксилографии.
Техника советской гравюры в нашем руководстве не рассматривается.
Мы предполагаем на эту тему написать специальный обзор.
Книга наша снабжена большим количеством иллюстраций, включающих наглядные изображения процессов работы, виды материалов, инструменты, а также и многочисленные образцы техник различных граверов.
Думается, что в таком виде это руководство сможет принести пользу при самостоятельном изучении техники резьбы начинающими граверами. Подобного рода изданий у нас не имеется, если не считать выпущенную в 1931 году Иваном Павловым азбуку гравирования ("Гравер самоучка"). Опыт выпуска указанной книги как раз и свидетельствует о том, насколько назрела потребность в учебнике по технике гравюры. По азбуке Павлова учились самые различные категории людей нашей страны; многие образцы их работ печатались, в местных газетах и журналах. Очень интересен пример художника А. И. Иглина, который сам научился делать инструменты, отлично обрабатывать, материал и быстро вырос в серьезного мастера резца. Гравюры А. Иглина мы помещаем в нашем руководстве в качестве показательного примера.
Все замечания по этой книге мы примем с благодарностью и учтем их для дальнейшей работы.
Заслуженный деятель искусств Иван Павлов
М. Маторин."
|